Татьяна Ивановна (frese) wrote,
Татьяна Ивановна
frese

Categories:

Коротенько, минут на сорок

Держите меня семеро, а то из меня учительница лезет! Прямо не могу сдержаться от эмоций, так и тянет пояснять, объяснять, если хотите - поучать! (паучат)

Ну, невозможно же ни понять, ни принять дикие и невежественные высказывания о столь любимой мной русской литературе. Причем от бывшего студента Литературного института. (Так написано в профиле.)

А начиналось все невинно - прочитала в топе заголовок про "Гранатовый браслет" Куприна и полезла читать. А там коммент. Литературного человека.
Пишет, что в "романе" (это он о повести "Гранатовый браслет")все выдумано, так не бывает, это такая идеальная любовь, которую Куприну не удалось правдиво показать, потому что ее нет.

А вот Толстой в "Крейцеровой сонате" все правильно написал. Такая вот любовь и есть.Жуткая.

Я вначале хотела промолчать деликатно, но все же невежество показалось мне чрезмерным. Не стерпела.
Вот, говорю, Куприн написал как раз про случай из жизни. Известный факт. Разве в школе не проходили?
И не роман это, а повесть. Разве в Литературном институте не изучали Куприна?
И далее про философию о любви Куприна, о том, о чем все его повести о любви: и "Олеся", и "Суламифь", и "Гранатовый браслет".
О том, что у любви иная логика, она соединяет совершенно неподходящих друг другу людей -с точки зрения социальной.

Таковы бедный чиновник Желтков и красавица Вера Шеина, образованный барин и дикарка Олеся, сорокалетний мудрый царь Соломон, имевший сто жен и наложниц без счета, и тринадцатилетняя небогатая и незнатная девственница Суламифь.

С земной точки зрения между этими людьми ничего не может быть общего, обыватель выпучит глаза - как так? Что ж хорошего ждать от таких союзов-любовей?

Но любовь- чувство неземное, у него свой взгляд, иные параллели, свои ходы, не подвластные нашему разуму. И естественно, что ничего хорошего из этого и не выходит - на земле иные законы, наши герои расстаются, умирает Суламифь, убивает себя Желтков, навсегда уходит Олеся, оставив на память о "своей нежной и бескорыстной любви" нитку дешевых красных бус.

И эти дешевые бусы, и драгоценные камни, которыми унизывает Соломон пальцы своей возлюбленной, и кроваво-красный гранат в браслете - это тоже не случайно. Камень - что-то вечное, гораздо более вечное, чем человек. У камней есть память, долгая, сохраняющая тепло рук, к ним прикасавшихся. Они надолго сохранят память о бывшей любви.

И сиюминутное, радостное - музыка, мелодия. Недаром Олеся входит в повесть песней, Соломон тоже сначала слышит пение Суламифь и лишь потом ее видит, а "Гранатовый браслет" весь пронизан музыкой Бетховена.
"Из наслаждений жизни одной любви музыка успупает, но и любовь - мелодия", - сказал герой "Каменного гостя" у Пушкина.

Куприн утверждает: любовь есть, но наша земная жизнь не приспособлена для нее. Любовь есть, читатель тоже это понимает, потому что, несмотря на трагические расставания и финалы повестей, у нас остается светлое чувство.
Как остается оно и у героев Куприна, которые столкнулись слюбовью. Она меняет их, меняет к лучшему.
В этом, кстати, отличие философии Куприна от взглядов Бунина на любовь. Там тоже любовь приходит "незванно", меняет человека, но не всегда к лучшему. Иногда - ломает его.

Но про Бунина - в другой раз.
Subscribe

  • Ведомо ли вам...

    Вот опять выборы приближаются. Сколько уж было разоблачений, сколько видео-невидео про нечестных учительниц, что вбросы делают, а потом, ночью, еще и…

  • A bout de souffle

    Наши 60-е годы... Лучшие годы 20 века. Выросло поколение, родившееся в страшные сороковые, выросло, чтобы жить и дышать полной грудью. Новая мода…

  • Августовская ночь

    Спокойной ночи!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments