Татьяна Ивановна (frese) wrote,
Татьяна Ивановна
frese

Categories:

О красоте

Как-то так случилось, что я с самого детства, от младых, так сказать, ногтей искала красоту. Красоту человеческого лица, гармонию портрета. Мне это казалось очень нужным и важным. Прежде всего, с этой позиции я оценивала всех людей, даже свою маму. Она была, безусловно, самой красивой. Когда я смотрела на других мам, я очень удивлялась и огорчалась, что эти другие мамы такие некрасивые. Мне было жалко детей, у которых такие мамы. Некрасивые. Я думала, а понимают ли они, что их мамы некрасивые, может им это неприятно, но они все равно любят своих мам, даже таких. И тайно всматривалась в свою маму и видела еще раз, что она выше всяческих похвал. В детстве я не видела женщины, красивей мамы. Сейчас я думаю, была ли я хоть чуточку объективна? (Если объективной можно быть чуточку.) Была ли моя мама так хороша? Как Софии Лорен? Конечно, нет. Может, не обладая блестящими внешними данными, она была хороша какой-то внутренней гармонией, наделена особой жизненной силой, как Анна Маньяни? Тоже нет. Она была всегда стройной, подтянутой, аккуратной, светленькой и средней. Это ее слово – средняя. Она стремилась не выделяться и на мои вопросы: «Мама, а у тебя волосы густые? А губы тонкие? А ноги стройные?» - всегда отвечала – средние. Я недоумевала – а как это средние, разве это хорошо? Мама отвечала, что именно это-то и хорошо. Иногда летом меня возили в Москву и Ленинград. Родители ехали в гости к далеким родственникам, а меня везли развиваться. Став старше, я искала красоту в музеях и картинных галереях. Мама не была уже эталоном красоты, я не знала, что я ищу, но смутно чувствовала. То, что я видела на портретах, меня не только не удовлетворяло, оно меня разочаровывало. Как же так? В Третьяковке, в Русском, Пушкинском, в Эрмитаже десятилетиями выставлены скульптуры и портреты, которым сотни лет. Сколько людей их созерцает, любуется ими, их изображения тиражируют тысячами репродукций, а я ничего не вижу. Не могу увидеть! Да что же это такое? Я честно вглядываюсь в лица и фигуры, неужели меня одурачили? Не может быть, вон сколько народу в очереди стоит, чтобы попасть в эти залы. Просто я дура, не понимаю. Или просто не то вижу. Я день и ночь думаю про эту потерянную мной или не найденную мной же красоту. Да где же она прячется? Однажды в Пушкинском музее возле скульптуры какого-то ангела я после долгого вглядывания, не выдержав, сказала с горечью и довольно громко: « Ну разве это красиво?», а стоящий рядом дядечка посмотрел на меня и улыбнулся, да так, что мне стало не только стыдно, но и понятно, что я что-то не то говорю и ищу не то и не там. Наверное, не это главное в ангеле, не красота. И надо помалкивать в музеях. Это я поняла. Но, между прочим, я и сейчас скажу, что у того ангела нос был длинный и почти висел над губой. А это, согласитесь, некрасиво. Потом, став старше, я прочитала и диссертацию Чернышевского об эстетическом отношении к действительности и книгу И.Ефремова «Лезвие бритвы», где та же мысль – красота – это целесообразность. А еще я поняла, что красивым может быть и неправильное лицо, с длинным носом, потому что есть что-то, что цементирует облик, гармонизирует его. В общем, « сосуд с мерцающим огнем». Если внешнее не расходится с внутренним, если внешнее выражает внутреннее, то тогда есть гармония. А еще я проштудировала учебник анатомии для художников ( у меня подруга училась с Москве в худ. институте) и узнала, что сама природа делает человека гармоничным, потому что определенный тип черепа тянет за собой те или иные формы носа, губ и прочее. Подошла, так сказать, со всех сторон. И делаю вывод – красота – это талант, дар Божий. И требует соответствующего отношения. Но в советской стране все должны были быть равны. Какой такой дар, да еще и Божий?! Ну-ка быстренько все на зарядку становись! Нам нужны девушки с веслом, женщины с кайлом, и чтоб булки на деревьях росли! Красивая – дура (мещанка, капризная, забалованная, эгоистка) – нужное выбрать – угу-угу. Красивая – повезло, надо тебя прижучить, проучить (ни за что, просто за то, что красивая, чтоб жизнь медом не была, а то она у тебя медом, ведь так?), ущипнуть, оттеснить, выгнать, унизить – угу-угу. Но позвольте – а Пушкину тоже повезло, ни за что, ни про что – талант стихотворца. А Моцарту? А… можно множить и множить ряды везунчиков, выбранных судьбой непонятно почему. Мы скажем, что в случае с Пушкиным и прочими подобное отношение вызвано завистью ( вспомним Сальери), а в случае с красотой? Вот и именно – то же самое. А красивый цветок тоже вызывает желание смять его, растоптать? А красивое здание – надо взорвать, что ли? Наверное, подобные чувства, если их осознать, не сделают чести никому. А вот с красивой женщиной можно и чувствовать так, и не стыдится этого. Прошло советское время, теперь можно говорить про Бога и Его дары, но в церкви такое же отношение к красивым. Из серии – нечего тут! Нечего тут красотой смущать народ, отвлекать православных мужчин от святой молитвы. Прикройся поплотнее да потупься поскромнее. Да в уголок, да поскорей вон иди. Конечно, надо скромно и с покрытой головой. Но может не красота виновата в отвлекании, а сами отвлекающиеся? Может это им надо поработать над собой и за своими мыслями последить? Господь подарил людям прекрасный мир, сколько вокруг красоты, в том числе и женской, человеческой красоты. Так что ж так неблагодарно швырять ее за ограду, дескать, от святости отвлекает. Человек не сам выбирает себе родителей и внешность. Нас призывают быть внимательнее друг к другу, проявлять любовь. Так почему же вам кажется, что красивые нуждаются в любви меньше, чем, например, убогие и уродливые? Почему?! Любой человек хочет внимания, понимания, он ищет настоящего:верной дружбы, искренности, одобрения и похвалы. Красивый – тоже. Потому что он тоже человек. Но красивый одарен особой внешностью, так решил Господь. Не будем судить Его (а наше возмущение – а чё ей?! – и есть тот самый суд), будем радоваться еще одному проявлению прекрасного, будем наслаждаться, будем подтягиваться, сознавая (как ни трудно), что все неслучайно и все-таки есть причина, по которой этот человек выделен из толпы таким даром. А мы – недостойны. Что ж поделаешь? Ответа на вопрос – а чё ей? – нет, но есть догадка – значит, ей положено. А мне нет. И точка. А почему – не наше дело. Ей красоту, а тебе – возможность видеть эту красоту и наслаждаться ей. Разве мало?
Subscribe

  • Педагогический просчет

    Дом моей бабушки фасадом выходил на главную улицу. А боковой стороной - на проезд, ведущий к мосту через речку, протекающую за огородом. Когда-то…

  • Ведомо ли вам...

    Вот опять выборы приближаются. Сколько уж было разоблачений, сколько видео-невидео про нечестных учительниц, что вбросы делают, а потом, ночью, еще и…

  • A bout de souffle

    Наши 60-е годы... Лучшие годы 20 века. Выросло поколение, родившееся в страшные сороковые, выросло, чтобы жить и дышать полной грудью. Новая мода…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Педагогический просчет

    Дом моей бабушки фасадом выходил на главную улицу. А боковой стороной - на проезд, ведущий к мосту через речку, протекающую за огородом. Когда-то…

  • Ведомо ли вам...

    Вот опять выборы приближаются. Сколько уж было разоблачений, сколько видео-невидео про нечестных учительниц, что вбросы делают, а потом, ночью, еще и…

  • A bout de souffle

    Наши 60-е годы... Лучшие годы 20 века. Выросло поколение, родившееся в страшные сороковые, выросло, чтобы жить и дышать полной грудью. Новая мода…