Татьяна Ивановна (frese) wrote,
Татьяна Ивановна
frese

Categories:

Поплачь, девчонка!

Когда я работала на почте ямщиком в деревне, то каждую неделю на субботу-воскресенье уезжала в город к друзьям. А возвращалась ранним утром понедельника. На первой электричке. В эту полупустую электричку каждый понедельник со мной садились дети из неблагополучных семей, учившиеся и жившие в специальном интернате на одной из пригородных станций.

Их было немного, они выходили на середине пути до моей станции. Видимо, их тоже отпускали домой на выходные. Часто, почти всегда, мы были с ними в одном вагоне. Это понятно. Те, кто ездил регулярно на пригородных поездах, знают свой вагон.

Детей таких сразу видно. Одеты они чистенько, по размеру и возрасту. Тепло и добротно - государство постаралось. Но вид у них какой-то нездоровый, не детский. Главное - глаза. Они у таких детей старые, как у стариков. Такие глаза я видела на фотографиях узников концлагерей. Ей-ей, не преувеличиваю.

Часто напротив меня, через несколько пустых скамеек, садилась девочка лет 12-13. Она была бы славной, но эти старушечьи глаза меня пугали и настораживали. Она молчала, сидела одна, смотрела в окно.
Однажды я увидела ее на перроне с матерью. Они прощались. Мать смотрела виновато, обнимала дочку, а той, видимо, было очень тяжело, она как-то отстранялась, ершилась. Мать девочки была типичной непутевой мамашкой - вид браво-моложавый, со следами былой красоты, химическая завивка и помятое лицо от частых выпивок.

Девочка и казалась и была старше и ответственней матери, по крайней мере, она из них двоих несла большую тяжесть их вынужденной разлуки.

Из поездки в поездку девочка была невозмутимо спокойной, казалась самостоятельной. Визуально мы уже привыкли друг к другу и стали почти знакомы.
Но однажды...


Однажды в вагон пришли мальчишки из этой же школы-интерната. Раньше они ездили в другом вагоне, а сегодня у них было хорошее настроение, которое выражалось в беготне (правда, довольно робкой по сравнению с вольными детьми) и желанием повеселиться. Повеселиться - значит задирать, толкать, не давать прохода этой девочке, которую они знали по школе, но были явно младше, из других классов.

Их было человек 5. Они и стали к ней приставать. Что-то выкрикивали, смеялись, потом один стал подбегать к ней и толкать ее на скамейке. Девочка отворачивалась, смотрела в окно, не обращала внимания на всякую мелюзгу, хотя, конечно, ей было неприятно, особенно. когда толкали в плечо так, что она почти падала. Тогда она отмахивалась от них рукой и снова отворачивалась. Лицо ее было невозмутимым.
Все это произошло быстро и продолжалось не более пары минут, потому что поставленным трубным голосом я строго взревела:
-Это что еще тут такое?! А ну-ка отставьте ее в покое!

Мальчишек как ветром сдуло. А девочка, моя строгая, невозмутимая, самостоятельная попутчица, вдруг совершенно неожиданно для меня... заплакала.

Как же запомнилось это! Как было понятно! Ведь пока ты один, один против всего мира, потому что он против тебя, пока ты знаешь, что никто за тебя не только не заступится, но никому даже в голову не придет мысль тебя защитить, ты не смеешь и подумать о слезах и жалобах. Ибо это роскошь. Роскошь быть слабой.
Твоя реальность жестока, там нет места сантиментам, там надо просто выжить.

Человек, протянувший руку помощи, не просто протянувший руку, а давший тебе понять, что твоя реальность не совсем верная, что ты находишься в искаженном мире, что надо жить иначе, что люди живут иначе - такой человек переносит тебя в другой мир.
В мир, где человек нужен другому, где его жалеют, о нем заботятся, ему помогут и его защитят.
В мир, где возможны слезы.

Примерно так говорит Филумена Мортурана в фильме "Брак по-итальянски". Примерно это же говорит героиня фильма "Принцесса на бобах".
Пока трудно - плакать нельзя. Даже и мысли нет. А когда ты вернулся в нормальный мир - тогда можно и поплакать.
-И как хорошо поплакать, - говорит героиня Софи Лорен.

...К чему я это? Вчерашний день мне принес такое откровение. Такую руку, протянутую мне из другого мира. И я теперь плачу. И как хорошо поплакать!..

Subscribe

  • Педагогический просчет

    Дом моей бабушки фасадом выходил на главную улицу. А боковой стороной - на проезд, ведущий к мосту через речку, протекающую за огородом. Когда-то…

  • Ведомо ли вам...

    Вот опять выборы приближаются. Сколько уж было разоблачений, сколько видео-невидео про нечестных учительниц, что вбросы делают, а потом, ночью, еще и…

  • A bout de souffle

    Наши 60-е годы... Лучшие годы 20 века. Выросло поколение, родившееся в страшные сороковые, выросло, чтобы жить и дышать полной грудью. Новая мода…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Педагогический просчет

    Дом моей бабушки фасадом выходил на главную улицу. А боковой стороной - на проезд, ведущий к мосту через речку, протекающую за огородом. Когда-то…

  • Ведомо ли вам...

    Вот опять выборы приближаются. Сколько уж было разоблачений, сколько видео-невидео про нечестных учительниц, что вбросы делают, а потом, ночью, еще и…

  • A bout de souffle

    Наши 60-е годы... Лучшие годы 20 века. Выросло поколение, родившееся в страшные сороковые, выросло, чтобы жить и дышать полной грудью. Новая мода…