Татьяна Ивановна (frese) wrote,
Татьяна Ивановна
frese

Categories:

Бесы

Вчера посмотрела фильм Хотиненко по Достоевскому. Мысли в кучу собираю. Может поможете?
Во-первых, не люблю я этого режиссера. После его фильма "Мусульманин" с ярко выраженной антирусской направленностью я вообще удивляюсь - как он рукопожатый-то остался?
Ладно бы, не видит у русских никаких исторических перспектив, все вырожденцы, блудницы и блудники, пьяницы без покаяния и без Бога.
Сочтем это болью за Россию, желанием указать ей на ужасы нынешнего ее состояния и возможного грядущего.
Но ведь нет. Ужасам противопоставлен хороший мусульманин. Он и такой, и сякой, правда, хороший. Почти святой.
И что это? Что хотел сказать художник? Что это наш путь. Или не наш - тогда смерти лютой преданы будем. Так ли?
Что-то меня не устраивает такая точка зрения, особенно учитывая некоторые нюансы (наши войны на Востоке каждому эти детальки подскажут, не буду тут вдаваться, речь не об этом фильме).
К тому же этот режиссер, помнится, на "Культуре" вел передачу, посвященную документальному кино. И там показывали и обсуждали изумительно интересный фильм "Рожденные в СССР".
Меня неприятно резануло и удивило, что ведущий всхохатывал в ненужных местах, причем именно ржал во весь голос. Ничего смешного не было, более того, было много печального. А Хотитненке - пляски народностей и веселье. Он как-то на ноль умножал удачу своего коллеги. Почему бы? Я догадываюсь и вас к тому же призываю.
И вот его фильм "Бесы".



Книгу эту я читала дважды - и ничего не поняла. Я догадываюсь (а потом эти догадки и подтвердились), что в этом романе писатель сказал о тех тайных кружках революционеров, в которых и был и за которые пострадал. Петрашевский и иже с ними. С братией.
Многое автор переосмыслил в ссылке, на многое стал смотреть иначе. Роман очень тенденциозен. Мрачен. Страшен. Верховенский - настоящий бес. Но почему? Это остается за рамками повествования, а ведь это главное.
Если мы говорим про Онегина и его неблаговидные поступки, мы знаем, что сделало его таким ленивым, безответственным, эгоистичным.
...Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя..
И далее (и ранее - по тексту).
Печорин сам объясняет свой характер в дневнике. Обломов с его сибаритством и барством понятен - целая огромная глава посвящена его детству, где его баловали, не давали шагу ступить самостоятельно.

Но у Достоевского-то - самый настоящий бес! И как это вышло? Что за мистика?
Автору не надо объяснять читателю, у него желание показать ужас, выговориться, облегчить душу. Но читателю-то нужно объяснение! Как же нам уберечься от такого финала жизни? Почему и зачем Верховенский стал таим страшным? Что это?

Но самая большая загадка - Ставрогин. Вчера читала мысли по поводу этого героя у Бердяева. Дескать, выбор не сделан, во всем нет меры - в хорошем и плохом, везде дошел до края. А это плохо. И опять вопрос - а почему? Что помешало ему сделать выбор? Почему Тихон, принимая его исповедь - очень страшную - говорит, что иные грехи смешны? Что же смешного он увидел в изнасилованной и повесившейся девочке?
Скажите мне кто-нибудь, люди!

Я понимаю, почему этот роман так активно стали издавать в 90-е годы и экранизировать. Надо было оплевать все революционное движение, саму революцию - мода такая пришла. Мода на Верховенских. Наоборот.
Но ведь и Базаров был революционер по духу и уму, и Тургенев не любил таких людей, не понимал их, но сумел же он показать героя во всей красе - с недостатками и достоинствами, коих у Базарова множество!

Самое неприятное в романе, что главный бес избежал наказания. Ставрогин сам себя наказал, арестованы четверо из группы Верховнского. А тому -хоть бы хны! Уехал за границу.
Но Хотиненко-то каков! Он в финале показал, как прекрасно живет в Швейцарии в домике, купленном Ставрогиным, этот ужасный человек.Да еще и с возлюбленной друга (если так можно сказать).
И ощущение от финала фильма - циничная ухмылка режиссера. Прямо вот так - делай гадости, доноси, убивай, подслушивай, радуйся чужой смерти и беде - и будешь жить в шоколаде!
Каково?
Я ничего не понимаю, друзи мои!

А.С. А Ставрогина играл Максим Матвев. Ой, какой красивый! Очень впечатлилась. Чудо какое-то на фоне нынешних "красавцев" и их обрюзглыми мордами, двойными подбородками и брюшком, выдаваемым ныне за "накачанность".

</lj-cvut>
Subscribe

  • Педагогический просчет

    Дом моей бабушки фасадом выходил на главную улицу. А боковой стороной - на проезд, ведущий к мосту через речку, протекающую за огородом. Когда-то…

  • Ведомо ли вам...

    Вот опять выборы приближаются. Сколько уж было разоблачений, сколько видео-невидео про нечестных учительниц, что вбросы делают, а потом, ночью, еще и…

  • A bout de souffle

    Наши 60-е годы... Лучшие годы 20 века. Выросло поколение, родившееся в страшные сороковые, выросло, чтобы жить и дышать полной грудью. Новая мода…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Педагогический просчет

    Дом моей бабушки фасадом выходил на главную улицу. А боковой стороной - на проезд, ведущий к мосту через речку, протекающую за огородом. Когда-то…

  • Ведомо ли вам...

    Вот опять выборы приближаются. Сколько уж было разоблачений, сколько видео-невидео про нечестных учительниц, что вбросы делают, а потом, ночью, еще и…

  • A bout de souffle

    Наши 60-е годы... Лучшие годы 20 века. Выросло поколение, родившееся в страшные сороковые, выросло, чтобы жить и дышать полной грудью. Новая мода…