Татьяна Ивановна (frese) wrote,
Татьяна Ивановна
frese

Categories:

Discendo discimus

Уча, мы учимся, – говорили древние. Да уж, говорили так говорили. Правильно говорили.

Когда-то я мечтала довести свой первый класс до выпуска, увидеть взрослых своих детей. За долгую жизнь в школе у меня это получилось лишь дважды. С классом моего старшего сына и с классом, где училась моя дочка.

К сожалению, вихри враждебные перемен не лучшего свойства коснулись и школы. Нацеленность на какой-то мифический жизненный успех, связанный с добыванием денег, на раннюю профориентацию привела к тому, что классы стали тасовать, выбирать успешных в учебе детей, формировать из остатков и огрызков новые классы.



И как я ни доказывала, что очень важно пройти все 10 лет рядом с товарищами, что школьная дружба бесценна, она формирует в человеке важные качества и дает уверенность в почве, которая и есть во многом основа успеха, как ни убеждала в нелепости ранней профориентации – дети и на выходе из школы часто не знают, что они хотят! – все было тщетно.

Очевидно же, интеллектуальная однородность плохо влияет на учебу. В слабом классе не за кем тянуться, в сильном возникает апатия, нет радости победы.
Но главное – это отношение к человеку, к ребенку как к бездушному существу, как к роботу. Как будто у него нет привязанностей, а только голова, куда надо вложить побольше знаний.

Но ведь это не так! Что такое счастье? Это гармония внешнего с внутренним. Можно быть счастливым, не имея ста рублей, но имея сто друзей. А вот наоборот – вряд ли.

В общем, расформировали мои классы, разбили их, развели по школам. Рядом открылась гимназия, что пыталась идти впереди всех времен. Поэтому были там классы и математические, и экономические, и гуманитарные. А остальных детей сгребли в кучу и оставили на обочине.

А ведь дети, самые разные, открывали иногда такие глубины ума и сердца, что оставалось только удивляться. Воистину – учили учителя.
Так случилось, что больше всего я работала в старших классах, где и литература настоящая, и экзамены.
Классы были самые разные. И разные были мои открытия.

Помню, вела я параллельно в двух 11 классах. Один был сильнейшим, там готовились к выпуску аж 9 медалистов.
Второй – одни парни, у которых до 9 класса литературу вел косноязычный злобный дурак, и дети ненавидели и учителя, и литературу. Впрочем, у них с учителем все это было взаимно.

В тот год было объявлено, что на выпускном экзамене будет предложено к разбору стихотворение. Задача учителям: подготовить и научить разбирать стихотворное произведение.

Я взяла мое любимое - Набоков «Мать». На доске висела репродукция Сикстинской мадонны, что пристально всматривалась в присутствующих. Я позвала на урок своих коллег. Урок был первым в сильном классе.
Два урока мы разбирали по косточкам текст. Я задавала вопросы, подталкивала детей увидеть, как сделано это стихотворение: лексика, приемы, синтаксис и прочее.
В конце я задала домой написать сочинение, опираясь на наш устный разбор.

Следующий урок, уже без гостей, я провела в мальчуковом классе. Казалось бы, что им Гекуба? Такие полеты над кукушкиным гнездом литературным полем им не по зубам. Но я никогда так не думала и скидок не делала. Если мне интересно, то и всем будет интересно. А то как же?!

Урок был очень интересным. Рассуждали, аж пыль стояла столбом. А их домашние работы были лучше работ сильного класса. Вот так они меня удивили!

Из года в год мы читали и обсуждали «41» Лавренева. До сих пор удивляюсь, как это рассказ дозволили напечатать при Советах?
Обычно после обсуждения я просила письменно ответить, на чьей вы стороне? Кто прав – Говоруха или Марютка?
Для этого я писала на доске цитату из стихотворения Марины Цветаевой:
Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов любовных…

И просила поставить свой знак препинания в конце этого высказывания. Или восклицательный, или вопросительный.
Какие же удивительные открытия ожидали меня! Были целые классы, в основном девочек, от которых я ждала поддержки любви, а значит, и вопросительного знака. И ошибалась. Девочки неожиданно выбирали долг и верность идее. И ставили бесповоротно – !
И наоборот. Тот же мальчуковый класс выставил мне почти поголовно вопрос, выказав сомнение, что на свете есть что-то важнее любви.

Были и смешанные классы, где и ответы были не так однородны. Самое интересное, что когда я беседовала с ними про их выбор, каждый умел его обосновать.
Иногда они спрашивали меня – а что я выбираю. Я говорила, что, конечно, восклицательный знак, но мой выбор не должен никак на них влиять. Мой выбор – только мой выбор, но не истина. Думайте сами.

На литературе в 10-ом классе рассуждаем про Базарова: почему он такой да почему он так относится к любви. Вдруг меланхоличный красавец Валера говорит даже как-то немного устало:
– Ну, почему, почему? Да потому что у мужика же дело должно быть!
Прямо в точку, ни прибавить, ни убавить. Я потом так и говорила про Базарова, ссылаясь на Валеру.
Читаем Чехова «Вишневый сад». Мы всегда пьесы читаем в классе по ролям (дома-то точно не будут читать!) – детям нравится.
Рассуждаем, обсуждаем. И вновь открытие!
В последнем действии Варя отдает потерянные Петей калоши. (Ремарка автора – со слезами на глазах.)
– Какие они грязные, старые!
Спрашиваю – а почему у неё слезы?
И вдруг ответ – так она же любит его.

Вот так! Выходит и Татьяна Ивановна, как и Петя-недотепа, не видела такой простой вещи! А ведь это правда!
Варя все лето гоняет Аню с Петей, боится, чтоб они не влюбились друг в друга. Ну что ей за дело?!
Но Петя «выше любви»! Настолько выше, что не замечает Варину любовь. Отдает ли она себе отчет в этом чувстве?

Потому она и избегает Лопахина, и, хотя ей некуда идти после продажи имения, она не хочет замуж за богатого да нелюбимого.
А Петя: что с него взять? Такой же бездомный, бесприютный и жалкий, как его калоши

Моим ученикам проще увидеть любовь, они в том прекрасном возрасте, когда живут этим чувством, ожиданием его. А я только ушами хлопаю.

А как приятно, когда ученики начинают разделять твои пристрастия, вкусы, когда слышат и берут на вооружение твои слова.

Рассказываю о поэзии Лермонтова. Читаем стихи. Говорю и про свое любимейшее – «Сон». Что это – одно из лучших и удивительно глубоких, философско-мистических произведений русской литературы.

В полдневный час в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я…

Задание на дом – выучить наизусть любое понравившееся стихотворение.
Как же удивительно и радостно, когда назавтра мне читают «Сон».

Рассказываю о Крандиевской. Восхищаюсь ее мужеством, ее душой Жанны Д Арк, и одновременно ее женственностью – все темы – материнство, семья. Это ее опора, и она сама – столп и опора близким.
На устном экзамене ученице попадается вопрос «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе». Готовимся слушать про Шолохова, Твардовского с его Василием Теркиным, про Бондарева.
И вдруг неожиданно – Наталья Крандиевская. «В осаде». Учителя переглядываются с улыбкой, спрашивают:
– Это у вас, конечно, влияние вашей учительницы?
Все знают, как я люблю эту поэтессу.

В 11 классе предлагаю приготовить доклады про поэтов серебряного века. Поэтов много, Есть те, о которых много говорим – они в программе (Цветаева, Ахматова, Маяковский, Есенин), о них можно прочитать в учебнике, сборники их стихов есть в библиотеке, дома.

А есть те, которых только вскользь упоминаем – нет времени.
Я говорю о недавно открытом Игоре Северянине, о Мирре Лохвицкой, о его стране
Миррелии. Потрясающие поэзы, сколько утонченной игры со словами, сколько самоиронии. Какой он современный, какой удивительный мастер!

И вдруг – доклады: Северянин, Лохвицкая!
Интернет еще только начинался – где брали материал?! И слушать их удовольствие еще и от того, что заинтересовались дети с моей подачи. Значит, упало слово и проросло, а не улетело до по ветру в неведомы края.

На письменном экзамене – свободная тема о любви. Класс не самый сильный, к литературе там отношение критическое, хотя и заинтересованное.
Один ученик берет эту тему любви и пишет по рассказу Платонова «Фро». Тоже с моей подачи на уроке – любимейший мой рассказ. Значит, услышал меня.

А уж в русском-то языке сколько у учеников находок.
Частица НЕ с краткими причастиями – Татьяна Ивановна, они же на глагол похожи!
Тире между подлежащим и сказуемым – Татьяна Ивановна, там можно слово «это» вставить!
Мягкий знак в числительных – Татьяна Ивановна, если мягкий знак есть в конце (а его там хорошо слышно), то нет в середине. И наоборот. Вот вам и семнадцать, восемнадцать! И семьдесят, восемьдесят!
Все брала в копилочку.

Мне было радостно, что экзаменом по выбору мои ученики берут литературу. Хотя работы это прибавляло.
Почти всем классом выберут, а формы разные. Одни по билетам желают – я готовлю билеты, каждый день даю консультации. Есть те, кто выбирает рефератом – тут уже индивидуально готовлю, и в школе сидим допоздна, и домой ко мне приходят, обсуждаем тему, помогаю составить план, даю книги, вместе рассуждаем о спорных моментах.

А потом – экзамен, отличные оценки, море цветов. Плетусь домой, ног под собой не чуя видя – в руках такой богатый букет, составленный из многих, самых разных букетов, как будто кладбище обворовала.

На последнем звонке, на вручении аттестатов – у меня неизменно самый большой улов цветов, какие-то охапки и ведра. Я уже иной раз и в задний ряд сяду, за других учителей спрячусь – найдут и вручат – я только вам хотел!
А я бормочу, довольная (люблю цветы):
– Ну, вот, опять нанесли цветов, как на могилку!

Мне иной раз и перед коллегами неудобно. Помню, я уже не работала в школе, пришла на празднование юбилея – 25 лет нашей школе!

И опять еле ноги унесла цветы, и опять было невероятное количество от уже выпустившихся, взрослых учеников прошлых лет. И опять было неловко перед коллегами. У всех по букету, иные и вовсе без цветов, а меня по всему зрительному залу ищут – где, где Татьяна Ивановна? – и вручают очередной букет, а мне и рук не хватает.

Думаете, я привираю преувеличиваю? Ничуть не бывало! У меня и свидетели есть – мои дети, личные и ученики!

Subscribe

  • В этот день 5 лет назад

    Этот пост был опубликован 5 лет назад!

  • Педагогический просчет

    Дом моей бабушки фасадом выходил на главную улицу. А боковой стороной - на проезд, ведущий к мосту через речку, протекающую за огородом. Когда-то…

  • Ведомо ли вам...

    Вот опять выборы приближаются. Сколько уж было разоблачений, сколько видео-невидео про нечестных учительниц, что вбросы делают, а потом, ночью, еще и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • В этот день 5 лет назад

    Этот пост был опубликован 5 лет назад!

  • Педагогический просчет

    Дом моей бабушки фасадом выходил на главную улицу. А боковой стороной - на проезд, ведущий к мосту через речку, протекающую за огородом. Когда-то…

  • Ведомо ли вам...

    Вот опять выборы приближаются. Сколько уж было разоблачений, сколько видео-невидео про нечестных учительниц, что вбросы делают, а потом, ночью, еще и…