Татьяна Ивановна (frese) wrote,
Татьяна Ивановна
frese

Category:

Старое кино. Как мы изменились

Моя книжка - здесь!

https://frese.livejournal.com/449130.html
_____________________________________________

Интересно смотреть старые фильмы с точки зрения тамошних нравов. Это получается такой отчасти независимый документ эпохи, а отчасти - мечты и иллюзии той же эпохи.
Фильм "Наш дом" снят в 60-е годы прошлого века, снимали авторы современность, быт, что-то приукрашивали (стыдно, товарищи!), что-то не замечали (так делали все, потому и сами не замечали то, что теперь в глаза бросается.)

Фильм этот ничем не примечателен, помнится даже в год выхода о нем были критические статьи и всяческие справедливые замечания о некотором приукрашивании действительности.
В весьма неважном качестве (не удостоили!) он был показан по "Культуре", видимо и скорей всего, в связи с кончиной прекрасной и незабвенной Нелли Корниенко. Ибо она там играла одну из ролей, пожалуй, единственную в кинематографе.


Нелли Корниенко в фильме "Наш дом". Девушка под дождем (романтичные 60-е!), спасающая маленьких детей.

Посмотрев этот фильм дважды - вечером и утром при повторе, с грустью и удивлением отметила некоторые вещи, ушедшие ныне и потому так бросающиеся в глаза.



Их нравы. Точнее, наши нравы тех лет.
Во-первых, все поголовно курят, курят, курят. В семье три взрослых сына, отец и постоянный гость, фронтовой друг отца дядя Семен.
Все курят во всех ситуациях и помещениях. При встрече, прощании, серьезных разговорах.

Курят за столом, в детской, в спальне, на улице и за рулем. При встрече и прощании. Курят как дышат. Как сказал незабвенный Марчелло Мастояни, заядлый курильщик:
- Дайте мне сигарету - я без нее не могу дышать!


Почти вся семья в сборе. Марчелло Мастрояни тут нет, как нет его в фильме, нет тут и курения. Зато есть другое постоянное действо - все герои пью и пьют часто.
В центре - отец семейства (А. Папанов), слева - его друг, фронтовик, почти родной для этой семьи (и. Лапиков).
Единственная женщина в семье - мать (Н. Сазонова) и сыновья - старший (В. Бероев) и предпоследний (Г. Бортников).
Всегда обращала внимание, что Бероев похож на Папанова. В фильме это обыграли - папин сын!

Второй пункт, вызвавший удивление - застолья.
Застолья в доме часты. И выпивка тоже. Причем младший принимает в ней активное участие - приносит бутылки, присутствует на ритуалах поднятия чарок, сам пока пьет газировку. Приучается с малолетства. Сейчас это выглядит дико.



Третье вообще вызвало шок. В сцене прощания на вокзале семья покупает мороженое. Эскимо на палочке. Разворачивая его, герой Папанова, нимало не смущаясь, бросает обертку на землю, под ноги. Я глазам своим не верила!
Вокзал, перрон, урны (!), а ему хоть бы хны. И ладно бы это была художественная деталь, характеризующая человека. Но нет, перед нами - труженик, отец, подающий во всем пример младшему поколению, фронтовик, что в те годы служило прямо таки камертоном нравственности.
Выходит, это было нормой в годы молодости наших родителей.


Сцена на вокзале. Старший сын (по моде тех лет, уже, правда, начинавшей сходить на нет) уезжает на стройки Сибири. В неведомые дали.
Вот всегда удивляло в нашем кино - едет в Сибирь! В Сибирь! Как на тот свет. Невдомек, что ли, что Сибирь не просто большая, а огромная. Куда он едет-то? Куда его несет?

Если бы герой поехал во Францию (ой!), в Австралию (два раза ой!), было бы понятно, что едет как бродяга, бомж, без определенного назначения. Авось... Где приземлится, там и ладно.
Но едут-то наши киногерои на конкретные стройки. Ну и скажи - едет в Красноярск, в Хабаровск, в Новосибирск.
Нет, он едет в Сибирь, елки-палки! Так вот прямо за Уральскими горами начинается Сибирь, где живут люди с песьими головами. Приехал, вывалился из вагона -вот она, матушка Сибирь! Ура! И пошел строить. С лопатой наперевес.

Ну в теперь про вранье.
Квартира у наших героев - что-то невероятное. Лесенки, ступеньки, куча комнат, какие-то полукруглые окна на всю стенку и прочие, невиданные народом чудеса.

Кушают они обед из трех блюд, суп разливают из фарфоровой супницы. Все работают (кроме двух младших сыновей), причем все гегемоны - простые работяги, а они тогда получали деньги лучшие и большие, чем человек в высшим образованием.
Но при этом мнутся и гнутся, обсуждая покупку пианино доя сына, который собирается поступать в консерваторию. Дескать, денег нет, а еще ботинки зимние младшенькому покупать (помнится, стоили такие ботинки рублей 5, не больше).
Вот к чему это?
А это желание авторов сидеть на двух стульях - показать, как хорошо, вольготно, зажиточно жили простые рабочие семьи - в королевских покоях, и в то же время - ничуть они не оторваны от жизни, такие же, как ты, не жируют -вот денег нет на пианину.

У младшего сына (а он уже школьник, пишет сочинения на тему "Кем я хочу быть") под кроватью стоит горшок. Что весело и задорно обыгрывается - дескать. все сыновья ходили в него по очереди в детстве. Может у них там, в этой шикарной квартире, нет туалета, и все ходят в горшки и ведра? Иначе никак не объяснить, почему у парня 10 лет - горшок под кроватью.
Нет, видимо, так авторы показали нам, дуракам, преемственность поколений. И их тесную дружбу, скрепленную общим горшком.

Еще неприятно удивляет вечный "свежий" прием - показать, как герой запрыгивает в уходящий поезд в последний момент и висит на подножке, и машет оставшимся на перроне.
Ну и где это видано? Проводник не пустит никаких прыгающих козлов в набирающий ход поезд, да и потом висеть гроздьями никому не позволит - она сама стоит в проеме с желтым флажком, показывая отправление, а потом закрывает дверь.
Прием понятен - показать удаль и молодой задор - но как же надоел это неправдоподобный эпизод из фильма в фильм.
Много еще чего есть в этом странном фильме. Хотя и не самом плохом. Несущем приметы времени, явленные как в жизни, так и в кино. Но вот один необычный факт.

Есть в фильме и радостная примета времени- встреча космонавтов на праздничных улицах. И неожиданная встреча двух влюбленных. И наша, зрительская встреча, неожиданная и забавная, с Владимиром Высоцким.
Он играет совершенно крошечный эпизод. Тогда еще совсем не знаменитый актер. Еще впереди все его фильмы.



Subscribe

  • Педагогический просчет

    Дом моей бабушки фасадом выходил на главную улицу. А боковой стороной - на проезд, ведущий к мосту через речку, протекающую за огородом. Когда-то…

  • Ведомо ли вам...

    Вот опять выборы приближаются. Сколько уж было разоблачений, сколько видео-невидео про нечестных учительниц, что вбросы делают, а потом, ночью, еще и…

  • A bout de souffle

    Наши 60-е годы... Лучшие годы 20 века. Выросло поколение, родившееся в страшные сороковые, выросло, чтобы жить и дышать полной грудью. Новая мода…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Педагогический просчет

    Дом моей бабушки фасадом выходил на главную улицу. А боковой стороной - на проезд, ведущий к мосту через речку, протекающую за огородом. Когда-то…

  • Ведомо ли вам...

    Вот опять выборы приближаются. Сколько уж было разоблачений, сколько видео-невидео про нечестных учительниц, что вбросы делают, а потом, ночью, еще и…

  • A bout de souffle

    Наши 60-е годы... Лучшие годы 20 века. Выросло поколение, родившееся в страшные сороковые, выросло, чтобы жить и дышать полной грудью. Новая мода…