Татьяна Ивановна (frese) wrote,
Татьяна Ивановна
frese

Categories:

С днем рождения, Александр Сергеевич!

Две вещи надо знать о человеке - как родился, как женился, как умер. (Вслед за многими мудрецами говорил Шукшин.)

Оставим сегодня то, что все мы родом из детства, и то, что нельзя ничего сказать окончательного о человеке, пока он не умер.
Возьмем только тему "как женился.

Расставанье - маленькая смерть. Человек расстается с прошлым, перечеркивает навсегда многие возможности и невозможности.
Он выбирает отныне один путь. С единственным человеком. На всю жизнь.

Такое расставание подразумевает подведение итогов. Некие выводы. И размышления о смерти. О конечности всего живого, о бренности.
И о том, что этому можно противопоставить.

Смерти противостоит бессмертие. Бренному - вечное. Что люди находят вечным в мире?

Пушкин накануне своей свадьбы волею судьбы заперт холерой в Болдине. Осень, одиночество, перо, бумага...

В том числе - "Маленькие трагедии". Мои любимые, самые-самые...

Там везде Пушкин - его отношения с отцом, безденежье, непонимание, отсутсвие любви ("Скупой рыцарь"), его донжуанские похождения, знаменитый список побед ("Каменный гость"),моцартовская легкость бытия в искусстве и завистники, уколы которых он, конечно, знал ("Моцарт и Сальери") и та же холера, волею которой отдален от мира ("Пир во время чумы").

Но не только.В каждой пьесе есть то, что может, по мнению мира, противостоять смерти, ее разрушению, ее забвению.
Деньги и та власть, которую они дают в "Скупом рыцаре", Искусство, которое вечно, (vita brevis еst, art longis), слава, дающая бессмертие твоему имени и творениям в "Моцарте". Любовь - казалось бы, главная ценность в мире, в том числе и христианском, в "Каменном госте".

Но как все обманно, как ложно. Ничто из этого не дает бесмертия, мало того, герои этих трагедий умирают прямо на сцене, в ходе действия (финала) пьесы.

Не спасают ни деньги, ни талант, ни слава, ни искусство, ни любовь.

Так что же, что - главная ценность, что остается человеку, оправдывает его существование, что ему опора, что важно?

Ответ для меня находится в последней трагедии, которая,честно говоря, не до конца понята мной и не до конца разгадана.
Уж где только я не искала спасения! Даже на уроке в православной гимназии у о.Бориса.
А уж он-то доктор богословия! И как раз "Маленькие трагедии" разбирал с ребятами.
Но...Не тут-то было! Не проговорил, а я не увоила.

Что там - в этой пьесе? Там тема настоящей любви - жертвенной, которая не забывает "Эдмонда даже в небесах", там тема противостояния невероятным трудностям, испытаниям "У бездны мрачной на краю", которая "гибелью грозит", но и является залогом бессмертия.

И Вальсингам, и Мери - оба прямо гооврят о бессмертии, и это бессмертие оказывается настоящим, а не мнимым.
Недаром в гениальном фильме Швейцера только они двое остаются в живых на фоне утреннего опустевшего города.

Потом эту тему - страшных испытаний, которые приближают человека к Богу - подхватит Достоевский, Горький.
Потому что Пушкин - это наше все.
Subscribe

  • Педагогический просчет

    Дом моей бабушки фасадом выходил на главную улицу. А боковой стороной - на проезд, ведущий к мосту через речку, протекающую за огородом. Когда-то…

  • Ведомо ли вам...

    Вот опять выборы приближаются. Сколько уж было разоблачений, сколько видео-невидео про нечестных учительниц, что вбросы делают, а потом, ночью, еще и…

  • A bout de souffle

    Наши 60-е годы... Лучшие годы 20 века. Выросло поколение, родившееся в страшные сороковые, выросло, чтобы жить и дышать полной грудью. Новая мода…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments